Детский сад № 7 "Ивушка"

Индивидуальная программа педагогического развития воспитателя Щербаковой Елены Сергеевны

b80e93207500fdda723ef04cafb5fb9e.jpg Индивидуальная программа педагогического развития

Тема: «Экологическое воспитание через народное творчество»

 Актуальность

Экологическое образование – это обращение людей к природе, осмысление и «прочувствование» сложившейся ситуации. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями и обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только  то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.  В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Во время экскурсий и наблюдений дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали её из поколения в поколение. В данной программе дети продолжают знакомиться в совместной деятельности с основами русской народной культуры. Проводя с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки в отдалённые времена,  мы применяем важный принцип педагогики – принцип наглядности, а так же в процессе общения с воспитанниками включаем в речь детей русские народные прибаутки, пословицы и поговорки  о природе которые сначала входят в пассивный, а потом и в активный словарь ребят.  Я обратила внимание на то, что практически любая тема образовательной деятельности по экологическому воспитанию (прилёт и отлёт птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.) перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре. Его-то я  и взяла за основу планирования работы с детьми. Поэтому тема моей индивидуальной программы: «Экологическое воспитание дошкольников через народное творчество». Она началась с того, что я отобрала в народном календаре те дни, приметы которых были доступны пониманию дошкольников.

Цель :

Закрепить у детей знания об окружающей природе, привлечь внимание к русскому фольклору. Познакомить детей с обычаями нашего народа  в совместной  творческой деятельности.

Задачи:

· Учить обращать внимание детей на красоту и совершенство живых форм, формировать у каждого ребёнка эмоционально положительное отношение к природе.

· Развивать в детях чувство гордости за свою Родину.

· Воспитывать любовь и восхищение творчеством русского народа.

· Участники программы:  дети старшей  группы.

Возраст:  пять-шесть лет.

Время реализации:  2012-2013  уч. год.

Аннотация:

Методы, используемые при реализации программы:

беседа, рассказ, сказка, развлечение, отгадывание загадок, разучивание стихов;

рассматривание иллюстраций;

применение обучающих презентаций (ИКТ)

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения данной программы дети:

 - научатся народным играм, русскому фольклору.

- будут знать основные народные приметы,  научатся их определять.

- познакомятся с животным и растительным миром России и Краснодарского края

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- познакомятся с русским народным творчеством.

 Формы и режим образовательной деятельности

Тема

 

 

Форма проведения

Интеграция

Методика

Время проведе ния

«Капустница»  (Воздвижение)

 

 

Образовательная ситуация

ОО «Познание»

ОО «Музыка» ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, экспериментально-поисковая технологии

27 сентября

«Красная книга»

 

Образовательная ситуация

ОО «Познание»ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

28октября

 

« Животные Краснодарского края»

Образовательная ситуация

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

12 ноября

 

«Путешествие по реке Белой»

Образовательная ситуация

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

14 декабря

«Спиридон –солнцеворот» (на Спиридона –солнцеворота)

 

развлечение

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

 ОО «Музыка»

Личностно-ориентированная,

21 января

«Звёздное небо» (на Трифона –перезимника)

 

Образовательная деятельность

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

14 февраля

«Герасим –грачевник» (на Герасима – грачевника)

 

Беседа

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

17 марта

«Ярмарка»

 

 

Развлечение

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

ОО «Музыка»

Личностно-ориентированная,

Апрель

«Волки»  (на Егория вешнего)

 

 

Образовательная деятельность

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии

12 мая

Формы подведения итогов реализации  программы

Составление альбома лучших работ.

Оформление выставок детских работ.

Проведение русских народных игр,  развлечений.

Программа составлена на основе:

 «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту» Николаева С. Р., Катышева И. Б.

Работа проводится  во вторую половину дня.

Длительность образовательной деятельности -  25минут.

14 января 2013 в 11:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.